mai, ru
E22, 23

Лев изображался в двух разных позах, стоящий, mai (E22), и лежащий, ru (E23), но обе формы представляют главные аспекты символической роли льва. Как защитник и страж он изображается в погребальных папирусах (илл.1). Запоры дверей и водостоки храмов имели форму львиных голов. Под именем Hor-em-akhet ("Гор горизонта", божество восходящего солнца), Гор принимал форму льва. Идентификация этого бога с человекоголовым сфинксом более поздняя, но, возможно, что и сфинкс первоначально имел солнечное значение.


1


2
Головной платок царя (afnet или nemes), по форме весьма похож на львиную гриву - как в гранитном сфинксе Аменехмета II (илл.2).
Иногда львиноголовому сфинксу придавались человеческие предплечья, чтобы он мог фигурировать в контексте приношения (*D39).

3
Львиный бог Акер был стражем горизонта (*N27) и входа в подземный мир, через который солнце проходило дважды в сутки. Два аспекта Акера изображались двумя львами, сидящими спинами друг к другу, иногда именуемыми sef и duau - "вчера" и "завтра", с солнечным диском между ними (илл.3).

4
Такие же львы охраняют подголовник Тутанхамона (илл.4). Бог Шу держит его в своих руках, из которых голова царя восстанет ото сна, как восходящее солнце. То есть здесь львы несут и апотропическую (отводящую беду) функцию и связаны с символикой солнца. Спины и головы двух львов образуют форму иероглифа горизонта (*N27).


назад

главная страница оглавление раздела

вперед