ba
G53

Хотя слово ба обычно переводится как "душа" или "дух", точно определить компоненты или проявления частей человеческого существа словами нашего языка трудно или вообще невозможно. Можно передать это слово выражением "духовная манифестация", с более конкретным смыслом, понятным из контекста.

В ранних текстах различные боги описаны как бау (множественное число), позже это понятие стало относиться также к фараону, а с конца Древнего царства концепция ба стала применяться всем людям. Далее это понятие приобрело смысл персонификации жизненных сил (и физических, и психических) умершего.


1
Для египтянина эпохи Нового царства ба был духовным аспектом человека, возродившегося после смерти и сохранившего полноту своей индивидуальности. Это видно по иероглифическому знаку который изображает птицу, обычно сокола (*G5) с головой человека (*D1). В росписях гробниц и на виньетках погребальных папирусов птица ба часто показана над мумией умершего, либо входящая или выходящая из гробницы по своей воле. На илл.1 показаны птицы ба и тень человека, являвшаяся тоже составной частью его сущности.


2

Независимый (от физических ограничений) характер существования ба позволял считать животных проявлениями бау богов. Феникс был ба бога Ра, бык Апис - ба бога Птаха или Озириса. Гибкость концепции видна из того, что одно божество могло быть ба другого, - так, Озирис является ба бога Ра. Ба мог представлять безличные божества или силы, птицы ба иногда приветствуют солнце или сопровождают ладью солнца (*P3).
В некоторых иллюстрациях Книги Мертвых они тянут солнечную ладью во время ее ночного путешествия через подземный мир (илл.2).

3
Человекоголовые птицы могут представлять богов, независимо от того, изображены они с бородами богов или без них (илл.3).


назад

главная страница оглавление раздела

вперед